Лаборатория социокультурных образовательных практик

Цель лаборатории – способствовать раскрытию образовательного потенциала социокультурного пространства города Москвы и преумножать образовательные возможности горожан

Деятельность лаборатории ведется в двух направлениях:

изучение и проектирование образовательных практик в городском социокультурном пространстве;

исследования и проектирование в сфере детского и молодежного чтения и разработка проектов, методических материалов, направленных на развитие инфраструктуры чтения.

Наши контакты и координаты:

Тел.: +7 (903) 771 12 23

Email: skop@mgpu.ru

Адрес: город Москва, пер. Каменная Слобода, д.4

Наши исследования

Социокультурные ресурсы города

Исследования, связанные с социокультурным подходом в образовании, развитием идей открытого и непрерывного образования, позволяют сотрудникам лаборатории выступать экспертами в сфере развития образовательных и просветительских практик, реализуемых на музейных, и библиотечных площадках города. Лаборатория за время своего существования стала одной из ключевых площадок, объединяющих энтузиастов неформального образования.

Чтение: практики, стратегии, инфраструктура

Исследования лаборатории в области чтения представлены следующими направлениями:- изучение современной детской и подростковой литературы;
- изучение практик детского, подросткового и семейного чтения;
- разработка методик и технологий обучения пониманию и использованию текстов различной природы;
- описание феномена социального чтения;
- исследование и проектирование городской инфраструктуры чтения.
В ходе работы над этими темами были проведены следующие исследования:
•Разработка механизма использования образовательных программ библиотек, музеев в учебном процессе образовательных учреждений Москвы (2014-2015 гг., руководитель – Е.А. Асонова);
•Внедрение проектных форм работы по обеспечению формирования речевых компетенций обучающихся (2014-2015 гг., руководитель – Е.А. Асонова);
•Разработка научно-методического обеспечения интерактивных форм работы с детьми и подростками в школьной и муниципальной библиотеках и подготовка пакета материалов для читательской олимпиады школьников (2014-2015 гг., руководитель – Е.А. Асонова);
•Разработка учебно-методических рекомендаций для учителей по подготовке к итоговому сочинению нового типа (2014-2015 гг., руководитель – Е.С. Романичева)
•Разработка новых средств формирования и оценивания метапредметных компетенций обучающихся: от литературоцентричного итогового сочинения к метапредметному (2015-2016 гг., руководитель – Е.С. Романичева);
•Разработка и апробация технологии организации читательской и текстовой деятельности в средней школе (смысловое чтение, учебное исследование, проект) (2016-2017 гг., руководитель – Е.С. Романичева);
•«Разработка и апробация технологии развития инфраструктуры чтения детей и молодежи в мегаполисе» (2017 - 2018 гг., руководитель – Е.А. Асонова).
Наиболее значимые результаты исследований нашли свое отражение в сборнике статей «Сочинение в школе XXI века: содержание, функции, место в образовательном процессе»,  коллективных монографиях «Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное» и «Читатель в городе», а также в других изданиях,  различных статьях, пособиях для учителей, таких как «Город как учебник: 100 идей для учителя»… и многих других, с перечнем которых можно ознакомиться в разделе публикации.
Лаборатория регулярно реализует проекты, направленные на организацию профессионального общения, развитие читательской инфраструктуры и популяризацию детской и подростковой литературы как среди детей, так и среди профессионального сообщества.  В число этих проектов входят конференции «Чтение современного школьника» и «Детская литература как событие», конкурс педагогических рецензий-открыток, международная читательская онлайн-олимпиада «PROчитай!» и серия читательских игр «КнижЬЯ НоРа». А также научно-практический семинар «Детские книги в круге чтения взрослых», в рамках которого любой желающий может пройти стажировку или курсы повышения квалификации  «Проектно-речевая деятельность обучающихся».
Отдельным проектом лаборатории является сайт Чтение.ру,  на котором размещаются различные материалы про чтение, а также результаты исследований, новости лаборатории, статьи и разработки сотрудников.

 Публикации

Результаты исследований и методические разработки лаборатории находят отражение в научных и учебно-методических публикациях. Помимо статей в журналах, это коллективные монографии «Читатель в городе» и «Чтение современного школьника», а также методические пособия «Город как учебник: 100 идей для учителя» и «Проектно-речевая деятельность учащихся». Публикации сотрудников лаборатории можно также найти на интернет-ресурсах «Мел», «Вести образования» и «Год литературы».

Наши проекты 
Научно-практический семинар 
Научно-практический семинар 
Научно-практический семинар "Детские книги в круге чтения взрослых" - площадка для профессионального общения исследователей и практиков, работающих с детской и подростковой литературой
Олимпиада «PROчитай!»
Олимпиада «PROчитай!»
Приглашаем читающих подростков принять участие в международной олимпиаде, участники которой обмениваются читательским опытом, расширяют свои представления о современной литературе и читательских практиках
Конкурс рецензий-открыток
Конкурс рецензий-открыток
Конкурс рецензий-открыток на детскую и подростковую книгу - этот конкурс для тех, кто любит читать современную литературу, быстро загорается идеями о том, как обсудить ее с детьми и подростками, умеет писать лаконично и доходчиво
Детская литература как событие 
Детская литература как событие 
Международная конференция-форум «Детская литература как событие» стала одним из важнейших проектов в сфере литературы для исследователей и практиков не только России, но и США, Франции, Белоруссии, Казахстана
СКОП-форум  
СКОП-форум  
«Форум социокультурных образовательных практик»

Площадка для общения организаторов, разработчиков, исследователей интерактивных образовательных и просветительских практик. В нем принимают участники авторы и организаторы проектов, инициирующих активное познание через деятельность и общение, сотрудники музеев и библиотек, ученые, педагоги, психологи, предприниматели, издатели и родители.

Наши предложения к сотрудничесту

Курсы повышения квалификации

На сегодняшний день лаборатория осуществляет набор на пять программ повышения квалификации, связанные с различными социокультурными практиками в образовании

Экспертная оценка интерактивных образовательных программ

Лабораторией запатентована Шкала оценки эффективности социокультурных образовательных практик, в соответствии с которой проводится экспертная оценка.

Консультирование по вопросам организации и создания  образовательных игр

Сотрудники лаборатории разрабатывают и проводят увлекательные читательские игры и краеведческие квесты по центру Москвы.

Image alt